|
Лауреат Международного конкурса вокалистов имени Марии Каллас в Афинах, победитель Всероссийского конкурса молодых исполнителей русского романса, лауреат премии "Овация" в номинации "Золотой голос России", лауреат испанского конкурса "Grand Voce", более того, Николай вошел в двадцатку знаменитых людей России... и это далеко не все заслуги. Надо вспомнить сцену Новосибирска, где Николай пел год назад, и быть может, еще вернется на нее в роли Отелло, вспомнить его партии в театре "Оперы и балета", на сценах Концертного зала им. Чайковского и Большого Зала Консерватории, Его партии в Большом театре, ведь Николай стал самым молодым Ленским за всю историю существования оперы "Евгений Онегин", и, конечно же, его концерты, первые сольные концерты, связанные с выходом диска "Посвящение". И это далеко не весь список тернистого пути к такому успеху... Но, пожалуй, самая главная заслуга для Николая - это признание людей, наши с вами овации, наши отзывы и благодарности, ведь все это он делает для нас и ради нас!
Николай Викторович Басков родился 15 октября 1976 года в подмосковном городе Балашиха. Папа - военный, полковник, пожертвовал своей карьерой и не уехал из Москвы, чтобы Николай мог учиться. Мама - педагог, математик, она дала ему всю свою любовь и посвятила ему все свое время. Началось все с того юного возраста, когда маленький Коля с уверенностью и выражением читал стихи в кругу близких и гостей. Многие думали, что Николай станет актером. Но совершенно неожиданно в пять лет обнаружился высокий, звонкий голос - колоратурное сопрано. И Николай наряду с обычной школой поступил в классическую музыкальную, а позже - в музыкальную школу при консерватории в Новосибирске. Но планы родителей в отношении его будущего различались. С самого раннего детства мама заставляла его заниматься на фортепьяно, она хотела, чтобы Николай стал знаменитым пианистом. Папа же видел в Николае профессионального пловца, поэтому он занимался серфингом и подводным плаванием, и имеет второй юношеский разряд. Но ни пианистом, ни пловцом Николай не стал, хотя занятия плаванием очень пригодились, - хорошо развитая грудная клетка является одним из условий оперного пения. В том, что Николай состоялся как личность, он обязан родителям, ведь именно они привили ему вкус к классической музыке, именно они наполнили его жизнь музыкой, именно они давали и дают ему главную опору, веру и надежду в успех, и Николай им за это бесконечно благодарен.
С десяти до пятнадцати лет Николай пел в Детском музыкальном театре юного актера, в составе которого побывал на гастролях в США, Израиле, Швейцарии, Франции. И тогда у него под влиянием опер Джузеппе Верди изменились музыкальные симпатии в сторону классики, и Коля решил стать певцом. Его первая крупная вокальная работа - партия третьего мальчика в "Волшебной флейте" Моцарта, которую Он исполнил в 12-летнем возрасте. В 16 лет Николай поступил в ГИТИС. Проучившись один год, он поступает в Российскую академию музыки им. Гнесиных, и сейчас является студентом четвертого курса. После ее окончания собирается поступать в аспирантуру. Также с 16 лет Николай начал заниматься вокалом частным образом с заслуженной артисткой России - Лилианой Сергеевной Шеховой. Все эти годы он старается не пропускать ни одного занятия, если только не уезжает куда-то с выступлениями. Лилиана Сергеевна является для него примером среди профессионалов. Когда еще Николай поступал в Гнесинку, она сказала: "Подожди Коля, пройдет время, - и тебя будут слушать и плакать", - как она оказалась права!
После ухода из этой жизни бабушки и дедушки, для которых театр был словно воздух, родители продали все имущество, которое они им завещали, чтобы Николай мог больше заниматься делом своей жизни, ведь уроки стоили недешево. И уже в 19 лет Николай выступал в испанской Гранаде, где четыре тысячи человек в течение 25 минут аплодировали ему стоя! На Международный день театра Николая пригласили спеть партию Ленского в Новосибирской опере, где он выступал как приглашенный артист. Это был его дебют, и он очень волновался. Но все прошло хорошо, и Баскову предложили прослушаться у главного директора Большого Академического театра России. Николай приглянулся и Марку Эрмлеру - художественному руководителю и дирижеру оркестра, и худсовету. И с 1998 года Николай является приглашенным артистом Большого театра. Но особенно его вера в педагога укрепилась после встречи с Хосе Каррерасом. Он приезжал получать мантию в Университете Менделеева, и Николай пел в его честь. Хосе стоя аплодировал и потом, при встрече, общаясь на равных сказал: "Вы - на правильном пути. У Вас есть педагог, и верьте только ему. Только он и Ваша голова смогут сделать то, к чему Вы стремитесь. Различных мнений же со стороны будет много, и Вам нужно к этому привыкать". Каррерас пригласил Колю на свой мастер-класс в Испанию, в этом году Басков надеется повторить поездку. Те три недели, которые учился Николай у прославленного тенора, дали ему школу на три года жизни вперед, так отзывается об этом он сам.
Итальянские эксперты, самые придирчивые судьи в области вокала, отмечают, что помимо природных данных, в голосе Николая отчетливо слышно влияние знаменитой итальянской школы. Для оперного певца Николай еще очень молод. Лучано Паваротти в его года еще только мечтал об оперной сцене и брал уроки вокала, будучи мало кому известным. До 30 лет он был всего лишь "одним из начинающих теноров" с никем не предсказанным певческим будущим. У Николая Баскова судьба сложилась иначе: когда ему было 22 года, весь оперный мир уже знал о феноменальном теноре из России, которого по мощи таланта сравнивали то с Паваротти, то с Карузо. Западная пресса восхищалась мощным юным голосом российского певца, который выражает гамму чувств, свойственных русской душе - страстности, чистоты, жажды жизни и стремлении любить. "Schtuder Deutsche" написала: "После исполнения песни памяти Леди Ди Николай Басков заставил зал встать на десять минут оваций. Он сочетает в себе красоту и чистоту русской души, а также необыкновенно красивый голос". Николаю аплодировала публика Большого театра и Конгресс-холла в США. Ему приходилось петь и в президентском клубе в США вместе с Н.Чеботаревой и К.Рихтером. Его по праву считают надеждой русской музыкальной сцены и золотым голосом России XXI века.
Но заметил Николая и включил в орбиту своего влияния российский композитор Александр Морозов, когда Коля выступал с Первым показательным оркестром Минобороны в госпитале им. Бурденко, в рамках (тогда еще скромных) концертов пару лет назад. Николай настолько тронул душу композитора, что тот предложил Коле спеть его "Романс" и любую вторую композицию в Театре Российской Армии, где проходили праздничные концерты, посвященные Дню Победы. Николай выбрал свою любимую композицию - "Памяти Карузо". Причем исполнил ее, сделав красивый ход - взял и отошел от микрофона во время исполнения, и этим произвел незабываемый эффект на публику. Среди приглашенный был и Борис Исаакович Шпигель, именно тогда, услышав Николая, он предложил ему свою поддержку. Имя Николая Баскова уже было на устах у многих не только в нашей стране, и ему поступали контракты на работу за границей, предлагали остаться в Америке и доучиться там при школе "Метрополитен-опера", приглашали выступать под патронажем аукционного дома "Кристи". Но для этого надо было бы уезжать из России, и Николай сделал свой выбор в пользу Родины. Потому что он родился в России, у него прекрасная русская душа и имено здесь Николай хочет добиться успеха и признания.
Хотя... по его словам, если бы не вовремя появившийся человек - продюсер, Борис Исаакович, который пообещал, что полностью займется Николаем в России, и сдержавший свое слово, - он бы, скорее всего, уехал. Именно продюсерский центр "Музыка, совершенство, красота", продюсером которой является Б.И. Шпигель, занимается всем, что касается концертов, гастролей, записей и альбомов - все это на их плечах. Ведь эта фирма была создана персонально под Николая. Была оборудована студия по швейцарскому стандарту и закуплена нужная аппаратура. В России известность Николаю принесла пронзительная композиция "Памяти Карузо". До него ее исполняли многие известные певцы, но именно в Его интерпретации она зазвучала как признание, дань великому музыканту от молодого человека, вступившего на путь творчества. Представители звукозаписывающей компании "EMI" признали, что вариант исполнения Николая Баскова - самый интересный по технике вокала и эмоциональной подаче за всю историю существования этой композиции.
Свой первый альбом Николай хотел назвать "Памяти Карузо", но так как в него вошли произведения, написанные под музыку Генделя, Альбинони, Руссоса и Евгения Мартынова, было решено назвать его "Посвящение". Посвящение всем возрастам - от мала до велика, посвящение тем, кто был молод в 50-60 и чья душа до сих пор остается молодой..., посвящение всем нам. С ошеломительным успехом прошли и первые сольные концерты Николая на сцене ГЦКЗ "Россия". Может быть, дело в том, что эта программа была весьма смела по сочетанию жанров. В концерте соседствовали советские песни ("О, Натали" Евгения Мартынова, "Снегурочка" Александры Пахмутовой и всенародно любимый "Свадебный вальс" на музыку Александра Морозова), неаполитанские мотивы и русскоязычное переложение легендарного хита Демиса Руссоса "Good-bye, my love, good-bye", сделанное культовым персонажем молодежной тусовки - Дельфином. Николай исполнил также свою любимую арию из оперы Доницетти "Любовный напиток" и несколько оперных дуэтов, спетых с оперной примой Любовью Казарновской (концерт в марте), Кариной Сербиной (апрельские концерты) и Ларисой Рудаковой на майских выступлениях.
После концертов одни критики говорили, что успех молодого исполнителя связан с тем, что Николай популяризирует академическую музыку в рядах массового слушателя, другие утверждали, что залог успеха - в старых, вызывающих ностальгию песнях. Репертуар "Посвящения" действительно не оставляет равнодушными людей самых разных поколений и разных музыкальных пристрастий. Что касается сочетания оперы и эстрады, Николай считает, что никакого антагонистического противоречия между этими жанрами нет. Ведь даже Федор Иванович Шаляпин выступал и с классическим репертуаром, и с русскими народными песнями. А про шоу - так их делают сейчас многие оперные певцы на Западе - и Андреа Бочелли, и Сара Брайтман. Они объясняют, что это искусство "для масс". Николай верит, что талант ему дан от Бога, и поэтому перед концертом идет в церковь и просит, чтобы ему была дана возможность очистить людей от чего-то плохого. В нем сочетаются, пожалуй, самые ценные качества в человеке - божественное начало и богатейший внутренний мир, прекрасный голос и таинственная красота, - то есть то, что зовется гармонией!
Николай учился на операх Верди, Чайковского, Масканьи, и, конечно, это его любимые композиторы. Среди певцов, которые будоражат душу Николая - Лемешев, Козловский, Козин, Русланова, Петр Лещенко, из западной эстрады ему нравятся Шер, Мадонна, Синатра, Элвис Пресли, Хулио и Энрике Иглесиасы. Николай бережет здоровье, ведь теперь то, чем наградил его Господь Бог, принадлежит не только ему, поэтому он не курит и не пьет, и, что удивительного для оперного певца, - занимается моржеванием. Несколько лет назад Николай смог похудеть на 15 килограмм и уже тогда понял, что артист обязан быть прекрасен во всем, чтобы служить своей музе. И в первую очередь должен быть подтянутым и энергичным. Поэтому посещает спортзал и следит за своей формой. Николай занимается языками - итальянским и английским, говорит на них, правда не свободно, но дело осталось только за практикой. Безусловно, на итальянском Николай поет свободнее, многие специалисты считают, что Он унаследовал манеру пения от своего педагога. Итальянская публика была уверена, что Николай учился в Италии. Конечно, слушает много музыки и учит оперы - партии Пинкертона в "Сны Мадам Баттерфляй" и Каварадосси в "Тоске". Как и у каждого человека, у Николая есть мечты - мечта спеть Радамеса в "Аиде" и партию Отелло.
Что можно сказать о планах Николая? Лучше него самого об этом не скажет никто. Сейчас Басков уже работает над своим вторым альбомом, но теперь репертуар будет подбираться иначе - в зависимости от того, лежит ли душа исполнителя к произведению, как в нем звучит его голос, отдавая предпочтение определенному направлению, а не смешению стилей, как это было в "Посвящении". Он исполнит итальянскую песню "Un amore cosi grande" с чистым симфоническим оркестром, которую пел когда-то Паваротти. Она весьма тяжела в вокальном плане, очень текcтурна, но безумно красивая. Также Николай рассчитывает принять участие в конкурсе имени Хосе Каррераса. Вместе с Ларисой Рудаковой будет исполнена "Барселона", и... будет маленький номер-сюрприз с Аллой Пугачевой. Сегодня голос Николая, его неповторимый тембр, заставляет биться сердца слушателей. Николай Басков занял нишу, которая до сих пор пустовала: он соединил лучшее из оперы и эстрады, лучшее из вокального искусства как такового. Он остался в России, и теперь радует и будоражит сердца и души поклонников, вызывает уйму разговоров и разноречивых оценок серьезных и пустозвонных критиков, конечно, их немало, но надо не забывать одно - Он ведь так молод и только в начале пути...
|